Управление образования  МО МР «Сыктывдинский»

Районный отдел народного образования (РОНО) был образован на основании распоряжений областного Наробраза и Сыктывдинского райисполкома от 20 марта 1932 года. Были утверждены штаты и специалисты отдела. Первой заведующей была Логинова Мария Ивановна.

Работники РОНО инструктировали школы второй ступени, занимались культурным обслуживанием школ, политическим просвещением дошкольных учреждений спецпереселенческих поселков, инспектировали школы первой ступени. В 1933 году была введена ставка дошкольного инспектора, затем статиста. На то время в районе существовало 62 школы с охватом 5323 ученика (в Сыктывдинский район в то время входил и Корткеросский). В основном это были начальные школы – 85%, а 15% – неполные средние школы – семилетки, детских садов было 5, 2 из них находились в Нювчиме. Методического кабинета не было, поэтому помощь должны были оказывать руководители образцовых школ. Для координации методической работы было созданом методическое бюро из трех человек. Тогда уже отделом организовывались районные слеты учителей и конференции. Учителей отправляли на курсы, организовывали консультпункты. В 1930-1940-е годы главной задачей была ликвидация безграмотности, поэтому работники РОНО много внимания уделяли организации ликпунктов, созданию новых школ, обучали и детей и взрослых. В 80% школ обучение велось на коми языке. В 1935 году было решено приступить к реализации семилетнего всеобуча и организации средних школ. Первая средняя школа была открыта в Нювчиме в 1934-1935 учебном году. А 1938 году средняя школа открылась в Выльгорте. В сельских местностях открывались интернаты, общежития. Дети снабжались бесплатными учениками и письменными принадлежностями. А в ряде школ было организовано горячее питание. Самое пристальное внимание по всей стране уделялось проблеме качества образования, так как был низок уровень успеваемости и большой отсев из школ. В нашем районе успеваемость составляла 79-82%. В 1935-1940 годах была проведена первая аттестация учителей, которая предполагала повышение качества образования, а также отбор учителей, добивающихся высоких результатов. Именно в эти годы большое внимание стало уделяться повышению квалификации кадров заочной учебы, самообразованию. К 1940 году сложилась следующая картина: количество школ достигло 40, учителей 177 чел., детских садов – 71667 человек обучалось в ликпунктах. Не забывали и о воспитательной работе с учащимися во внеурочное время. Различные мероприятия проводили в основном на каникулах. В 1938 году в Выльгорте открылся пионерклуб.

В трудные военные годы жизнь в школах продолжалась, хотя количество школ и учащихся в них резко снизилось. Остро встала проблема учительских кадров. Но отдел образования поставил задачу полностью ликвидировать безграмотность, ввести всеобщее семилетнее образование.

В каждой школе был введен общественно-полезный труд, уроки ручного труда. В эти годы открывались избы-читальни, детские дома, детские сады, библиотеки, дома культуры. Все эти учреждения находились в ведомстве отдела образования. В связи с тем, что в районе  появилось много эвакуированных детей, в Выльгорте появились польский детский сад, польский детский дом и при нем польская школа, а в Часово обучались группы карело-финнов. С 1942 года во все школы были введены должности военруков, основной задачей которых стала физкультурно-военная подготовка учащихся, начиная с 1 класса. Ввиду отсутствия мужчин в годы войны эти должности в основном занимали учителя  женщины. В 1941 году согласно указанию наркомпроса и института усовершенствования учителей был создан педагогический кабинет, который в 1943 году был переименован в методический. В военные годы отдел образования осуществлял организацию и контроль не только за учебно-воспитательным процессом, но и сбором урожая, сдачей норм ГТО, организацией летних лагерей и детских площадок для дошкольников, деятельностью библиотек, изб-читален и домов культуры. В послевоенные годы началось строительство новых школ, дошкольных учреждений, в 1950-60 годы было построено детских садов на 550 мест, школ на 910 мест. Открылись школы в поселках Птицефабрика, Яснэг, Поинга, Кемъяр, Новоипатово. В 1970-е годы была построена школа в Мандачеи др. Начался курс на политехнизацию школы, благодаря которой учащимся стали давать базы профессии – швей, трактористов, столяров, поваров, водителей.

На данный момент Управление образования руководит 21 образовательными учреждениями. С 2005 года и по настоящее время руководителем учреждения является Панюкова Нина Николаевна. Ежегодно при поддержке управления педагоги и образовательные учреждения Сыктывдинского района участвуют и занимают почётные места в профессиональных конкурсах не только республиканского, но и российского уровня: «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Лучшая сельская школа» и др. Среди районных конкурсов среди детей, организаторами которого является Управление образования района, пользуются успехом следующие: «Моя родина  Сыктывдин», «Малая премия Сыктывдина».

Награды: благодарность министерства образования РК «За высокие достижения в области обучения и воспитания детей» (2017) и др.

  

Литература

  

85 лет со времени возникновения Управления образования администрации МО МР «Сыктывдинский» // Календарь знаменательных и памятных дат на 2017 год / МБУК «Сыктывдинская централизованная библиотечная система», Центральная библиотека, Методико-библиографический отдел ; сост. Н. Г. Виноградова, ред. Е. П. Ваховская, Л. Н. Муравьева, И. Г. Жукова. – Выльгорт, 2016. – С. 83-85 : фот.

Проверь себя!

Написать письмо